ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Мы пишем свою первую книгу-5
Иван Муравейник
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Школа здоровья» № 464
Москва
2008
Очерк
Муравейник Иван Алексеевич (5 «А» класс)
Редакторы:
Кудимова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Богомолова Елена Николаевна, библиотекарь
Художник-оформитель:
Мария Орехова (8 «Б» класс)
Дизайн:
Муравейник Иван
Консультант:
Священник Алексий,
настоятель храма во имя преподобного Симеона Столпника за Яузой
Муравейник И.А.
Святыни Москвы. Православная Таганка. Очерк. М.: ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 464, 2008. 10 с., ил.
Церкви и монастыри Таганки являются уникальными памятниками истории, культуры и архитектуры нашего родного города. В очерке предпринята попытка представить краткое описание истории нескольких православных храмов, рассказать о безценных жемчужинах Таганского района, которые необходимо сохранить для будущих поколений.
Муравейник Иван
Москва
2008
МОСКОВСКИЕ СВЯТЫНИ
***
Там, за синей цепью гор,
За широкими полями,
Где усталый видит взор
Только землю с небесами, –
Там спит город-великан,
К долам низменным склонившись,
Завернувшися в туман;
Весь из куполов, блистает
На главе венец златой;
Ветер с поясом играет,
С синим поясом-рекой.
То величья дочь святая,
То России голова,
Наша матушка родная,
Златоглавая Москва!..
Л.А. Мей
Я хочу поделиться впечатлениями о Таганке, но не о районе Центрального административного округа, а о Таганке Православной. Сегодня в Таганском районе расположено двадцать четыре действующих православных храма. Они являются уникальными памятниками истории, культуры и архитектуры столицы. Многие из них связаны с определенной исторической вехой в жизни нашего Отечества. О некоторых из них мне бы и хотелось рассказать.
Вечерний звон у стен монастыря,
Как некий благовест самой природы…
Анна Ахматова «Вечерний звон у стен монастыря»
На территории Таганки находится один из древнейших монастырей Москвы – Спасо-Андроников монастырь.
Он основан приблизительно в 1360 году великим русским святителем, митрополитом Московским и всея Руси Алексием, по благословению преподобного Сергия Радонежского.
Согласно преданию, во время возвращения из Константинополя в 1356 году святитель Алексий попал в сильный шторм на Черном море.
Предстоятель Русской Церкви дал обет: в случае своего спасения основать в Москве монастырь, посвятив его тому святому, память которого придется на этот день.
Путники пристали к берегу 16 августа, в день празднования Нерукотворного Образа Спасителя. Вот почему, исполняя свой обет, митрополит Алексий посвятил монастырь образу Спаса Нерукотворного.
Первым игуменом монастыря был Андроник, по имени которого монастырь и стал называться Спасо-Андрониковым. Глубокая духовная любовь связывала преподобного Сергия Радонежского и братию вновь устроенного монастыря во главе с его любимым учеником. Зримо ее выразил преподобный Андрей Рублев – в образе Пресвятой Троицы, написанном в «похвалу отцу Сергию».
Богомудрый старец не раз посещал обитель своего ученика. И сейчас недалеко от Спасо-Андроникова монастыря стоит часовня-проща, построенная на месте прощания преподобных Сергия и Андроника. В 1371 году здесь останавливался помолиться Великий князь Димитрий Иоаннович по пути в Орду, куда он отправлялся для получения ярлыка на Великое княжение. А девять лет спустя, в 1380 году, под его водительством мимо Спасо-Андроникова монастыря шли русские полки на Куликово поле. И там же, после победы над врагом, останавливались перед торжественным въездом в Москву.
В монастыре была отслужена панихида о упокоении русского воинства, положившего «души своя за други своя». Сейчас на месте погребения воинов-героев Куликовской битвы идет строительство поминального храма-часовни во имя святого благоверного князя Димитрия Донского, в котором будет возноситься сугубая молитва о упокоении русских воинов, убиенных на всех полях сражений.
В конце XVII века обитель избирается в качестве фамильной усыпальницы бояр Лопухиных, породнившихся с царствующим родом в лице Евдокии, первой супруги Петра Великого. В XVIII веке монастырь становится одним из известных мест погребения московской аристократии. Здесь захоронены Голицыны, Головины, Юсуповы, Толстые, Салтыковы, Нарышкины – цвет российского дворянства. Век спустя здесь найдут последнее пристанище герои Отечественной войны 1812 года.
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром...
Марина Цветаева «Стихи о Москве»
Рядом со Спасо-Андрониковым монастырем в Заяузье, в Рогожской слободе, находится церковь преподобного Сергия Радонежского. Это конец Николоямской улицы. Названа она так по разрушенной в годы гонений церкви святителя Николая в Ямах. В 1595 году Борис Годунов устроил здесь поселение ямщиков, которые занимались извозом – «гоньбой». Название ямщицкой Рогожской слободы произошло от села Рогожь, в которое вел Владимирский трак – современное Шоссе Энтузиастов. А еще в слободе торговали рогожами и возами сена, отчего ее главная площадь называлась в старину Рогожско-Сенной (в настоящее время Рогожская застава). В 1781 году село Рогожь переименовали в уездный город Богородск (теперь город Ногинск).
Рогожская слобода с давних времен была старообрядческим поселением. Храм здесь появился в начале XVII века. В 1812 году он был разграблен и сожжен французами. Нынешнее здание построено в 1818 году. Как и сейчас, храм был окрашен в голубой цвет.
До закрытия в 1938 году в нем хранилась замечательная коллекция старинных икон. Говорили, что по своему богатству древнее убранство храма не уступало Кремлевским соборам. Так пытались приблизить живших по соседству старообрядцев к православию.
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Мы все к тебе придем.
Марина Цветаева «Стихи о Москве»
В начале Николоямской улицы находится храм во имя преподобного Симеона Столпника за Яузой. Об этой церкви мне хочется рассказать более подробно, потому что туда я хожу на службы и исполняю послушание алтарника, а также занимаюсь в Воскресной детской школе при храме. В нашей семье пятеро детей, среди них я самый старший. Мои младшие братья и сестры, кроме сестры Марии, еще маленькие. На следующий год младший брат Глеб станет школьником. Наша семья дружная, православная
С древних времен на Руси был обычай в память о каком-либо важном событии строить храмы в честь Господского или
Богородичного праздника или во имя святого, память которого приходилась на этот день. Основание храма преподобного Симеона Столпника связано с венчанием на царство первого избранного царя всея Руси – Бориса Феодоровича Годунова. Он и повелел воздвигнуть храм во имя преподобного Симеона Столпника, память которого празднуется 1/14 сентября.
Святой преподобный Симеон Столпник подвизался в пределах Антиохи Сирийской в IV-V веках. Он был первым святым, прославившимся подвигом столпничества, простояв на шестнадцатиметровом столпе в общей сложности 47 лет. Прожив более ста лет, скончался во время молитвы в 459 году.
Надо сказать, что место храма было выбрано очень удачно: у подножия Таганского холма, на небольшом бугре, между двумя старинными дорогами, одна из которых вела во Владимир, а другая – в Рязань. Раннее название улицы, на которой стоит храм, – Симеонова. Позже ее стали называть по церкви святителя Николая в Ямах – Николоямской. Расположение церкви настолько удобно, что после того, как храм обрел свои окончательные формы, он стал одним из самых достопримечательных мест всего Заяузья.
В середине XVII века был построен каменный храм, который впоследствии несколько раз перестраивался. Прихожане глубоко почитали преподобного Симеона Столпника и построили церковь высотой 16 метров, в меру и подобие столпа, на котором подвизался святой.
Храм пережил и нашествие французов на Москву в 1812 году, которыми был сожжен, и все этапы богоборческого разорения советские годы. Судьба святынь храма неизвестна. Окончательно церковь была закрыта в 1929 году, богослужения возобновлены в 1995 году. Помощью Божией храм возрождается к полнокровной приходской жизни.
В своем очерке я рассказал лишь о немногих святынях Таганки. Но и эти малые истории говорят о важности знания истории нашего Отечества, истории города, в котором мы живем, о тех духовных ценностях, на которых строилась наша древняя и вечно юная Москва.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Таганка Православная. М., 2007.
2. Православная Москва. Справочник монастырей и храмов. М., 2007.
3. Преподобный Симеон Столпник. Житие, канон. Храм преподобного Симеона Столпника за Яузой. История и современность. М., 2007.